Аналитика

Главный секрет Науки побеждать

Однажды довелось мне побывать на стрельбах, на одном из военных полигонов. В качестве инструктора их проводил один мой хороший знакомый Григорий, много лет посвятивший стрелковому делу. Занятия были организованы для контрактников, которые в скором времени должны были отправиться в горячую точку. Меня он позвал по знакомству, т. к. я тоже решил прокачать навык, который может в скором времени пригодиться в связи с нестабильной ситуацией в мире.

Перед проведением стрельбы были организованы занятия по отработке навыков обращения с оружием вхолостую. Обучение проходило в добровольном порядке. Несмотря на то, что об этом было объявлено заранее, пришли далеко не все. Большая часть сослалась на то, что они и так уже всё хорошо знают и умеют. Григория это возражение несколько удивило, т. к. практика в таком деле никогда не бывает лишней, особенно учитывая факт скорой отправки в зону боевых действий.

Григорий достаточно доходчиво, можно сказать, очень просто показывал и рассказывал основную методику. Однако во время объяснения было несколько интересных случаев. Первый случай произошёл в самом начале, когда один несколько самодовольный боец, недавно участвовавший в военных действиях, спросил у Григория:

— А сколько времени Вы участвовали в специальной военной операции?

— Ноль! — уверенно ответил Григорий.

В строю начались разговоры, и росло непонимание. После небольшой паузы, которую похоже Григорий создал специально, он продолжил:

— Учиться стрелять из боевого оружия нужно до военных действий. Когда вы будете в реальной боевой обстановке, будет уже поздно. Поэтому участие в текущей военной операции никак не говорит о том, могу я вас учить стрельбе или нет. Тут к месту вспомнить слова нашего великого полководца Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения: «Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе».

Из первого случая, можно было сделать вывод, что у многих имеется ложная надежда на то, что они всему научатся по ходу дела. Однако реальность зачастую приводит к тому, что учиться лучше заранее, чтобы избежать ненужных потерь.

Второй случай был гораздо более показательный и выявил некоторые особенности в мировоззрении у бойцов. В этот раз Григорий показывал стойку, которая обеспечивает наилучшую кучность при скоростной стрельбе. Ни для кого не секрет, что оружие имеет отдачу, и задача стрелка – уметь удерживать оружие на линии прицеливания. Григорий встал полубоком, широко расставив ноги для устойчивости. Один боец в звании лейтенанта неожиданно в этот момент сказал:

— Вы неправильную стойку показываете?

Гриша немного удивился, но помолчав, сказал:

— Может быть, Вы сами покажете, какая стойка должна быть?

Лейтенант вышел, взял в руки автомат, поставил ноги на ширине плеч и немного присел.

— Вот так нужно, — сказал он.

— Объясните пожалуйста, почему такая стойка лучше? — спросил Гриша.

— Бронежилет так закрывает всё тело. При стойке полубоком, по бокам открываются зоны, где бронежилет хуже защищает тело.

— А какая у Вас главная задача в бою? — спросил Григорий.

— Сохранить личный состав! — уверенно ответил лейтенант.

После этого Гриша подошел к лейтенанту и попросил его ещё раз встать в его стойку.

— Сейчас мы посмотрим, насколько эта стойка помогает выполнить боевую задачу, — сказал Григорий, — давайте сымитируем отдачу.

Гриша взял рукой ствол автомата и резко толкнул оружие в сторону стрелка. Из-за того что его ноги были на одной линии, он резко повалился назад. Ему было очень сложно сохранить своё положение. Ещё чуть-чуть, и он бы упал практически на спину.

— Теперь давайте я попробую, — сказал Григорий.

Гриша встал в стойку и попросил лейтенанта со всей силы надавить на ствол автомата. Зрелище было очень интересное. Несмотря на все усилия бойца, Гриша не сдвинулся с места. Более того он даже сохранил в том же положении оружие. Через несколько секунд, когда лейтенант решил вложить все свои усилия, Гриша даже начал скользить по бетону, но всё равно сохранял свою стойку.

Все одобрительно закивали, стало очевидно, что стойка, которую показывал Гриша была гораздо эффективнее для стрельбы. Однако лейтенант не был до конца доволен и сказал:

— Но как же быть с тем, что в этой стойке мы открываем для противника уязвимые места?

— Послушайте, я сейчас хочу обратиться ко всем, — сказал Гриша, — сохранение личного состава не может быть главной задачей на войне. Лучший способ сохранить личный состав — это, вообще, не воевать, сидеть в бункере и ждать, когда к тебе придут. Однако вы, таким образом, избираете роль жертвы. Как бы вы не старались, какую бы не строили защиту, те, кто избрали активную позицию, рано или поздно придут и взломают эту защиту. Суворов говорил об этом следующее: «Нет земли на свете, которая так была бы усеяна крепостями, как Италия. И нет так же земли, которая бы была так часто завоевана». Тот, кто избрал тактику обороняться в крепости — обречён на поражение.

— Какая же тогда главная цель на войне? — спросил, кто-то из строя.

— Главная цель — победить противника, — ответил Гриша, — не победив, вы скорее всего подведёте либо своих боевых товарищей, которые сражаются рядом с вами, либо тех товарищей, которые находятся в тылу и, тем самым, продлите военные действия. «Победа – враг войны.» — считал Суворов.

— Но что же тогда делать, когда в тебя стреляют? Как защищаться? — снова спросил лейтенант. Его этот вопрос крайне волновал.

— Нужно подавлять огнём противника, нужно не давать противнику высунуться из укрытий, нужно своей активной позицией, чётким умением и заранее продуманной тактикой вести активное наступление, вписывая противника в свой план. Победить, отстреливаясь из укрытия, будет гораздо сложнее. Даже если это удастся, такая победа вряд ли будет долговечной. Но одного желания победить недостаточно, нужно постоянно совершенствовать свои знания и навыки, использовать любую свободную минуту для обучения. Опять вспомним слова Суворова: «Ученье – свет, а неученье – тьма. … Готовься в войне к миру, а в мире к войне».

После этих занятий у меня ещё был разговор с Григорием, где мы обсуждали «Науку побеждать» Александра Васильевича Суворова. Я заметил, что у Суворова была всегда нацеленность на победу, он даже не допускал мысли о том, чтобы как-то отступать и ретироваться. Несмотря на это у него была очень глубоко продумана не только тактика с трёхэшелонированным наступлением и резервом, но и глобальная стратегия, где он понимал роль различных стран в боевых конфликтах и продумывал последствия на десятилетия вперёд.

Особенно впечатляет его открытость. Перед сражением он обсуждал стратегию боя со всеми офицерами несколько дней, пока каждый офицер не освоил и не понял всех тонкостей. Далее каждый офицер доносил эти знания до своих подчинённых, а те до своих. Так получалось, что каждый солдат знал весь ход сражения. Суворова иногда неверно цитируют, говоря о том, что «каждый солдат должен знать свой манёвр», на самом деле Суворов по смыслу предполагал, что «все знают всё». Более точная цитата: «Не довольно, чтобы одни главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того: даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его по той же причине; даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный: болтун и без того будет наказан. Вместе с планом должен быть приложен небольшой чертеж, на котором нет нужды отмечать множество деревушек, а только главные и ближайшие места, в той мере, сколько может быть нужно для простого воина; притом нужно дать некоторое понятие о возвышениях».

Однако мы с Гришей задумались над главным секретом — заряженностью на победу. Почему это позволяло добиваться успеха? Суворов на практике показал, что во всех сражениях, в большинстве из которых у него не было преимущества ни в силе, ни в численности войск, он побеждал, причём зачастую с минимальными потерями личного состава.

Заодно мы увидели, что подобных успехов также добивались наши полководцы разных эпох, которые перенимали опыт Суворова. Это и наш знаменитый флотоводец — Фёдор Фёдорович Ушаков и маршал Василий Иванович Чуйков, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, генерал Михаил Дмитриевич Скобелев и др.

Проанализировав весь этот богатый опыт, мы выявили одну общую черту – активная роль победителя всегда вписывает пассивную роль жертвы. Избрав заряженность на победу в любой ситуации, творческий потенциал даже не будет думать о поражении и всегда будет искать возможности для победы. Когда творческий потенциал сотен и тысяч бойцов работает на победу, то неизбежно это приводит к положительным результатам.

Но как сделать так, чтобы творческому потенциалу не помешал страх? У Суворова на этот счёт также был свой рецепт, основанный на правоте русского дела: «Мы русские и поэтому победим. … Русский Бог силен. С Ним перелетим полетом богатырским, с Ним победим!».

Русская армия должна быть не сборищем исполнительных механизмов, а неустрашимой подвижной силой, заряжающейся светом самой Руси. Русский мир всегда выступает за правду и справедливость. Воинству, возродившему в себе Русский дух, не страшны никакие преграды на пути к победе. Сражаясь за правду, страху не остаётся места, его заменяет решимость.

Гриша после нашего разговора ещё раз убедился в важности мировоззренческих установок и решил, что теперь во время занятий, он будет больше уделять внимания этому, для чего выписал из трудов Суворова следующие цитаты:

«1. Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

2. Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

3. Истинное правило военного искусства – прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.

4. Кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.

5. Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

6. Сикурс (помощь), опасность и прочие слова служат бабам, кои боятся с печи слезть.

7. Смерть бежит от штыка и сабли храброго. Счастье венчает смелость и отвагу.»

А Вам, дорогой читатель, я советую всегда оставаться победителем. И чтобы Ваши победы делали Вас и всех окружающих мудрее и дееспособнее.

Источник: Наум Матрин

От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Наука побеждать. Русская армия: выбор пути 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также