Аналитика

Развитие цивилизации закономерно требует новых методических систем. Так же, как в древности и в средние века, если что-то серьёзно меняется в обществе, то появляется другая система образования.

Как в этих циклах смены исторических эпох изменялись методические системы образования?

В IV века до нашей эры появилась первая модель школы: вместе с тремя-пятью учениками Аристотель прогуливался по аллее парка и разговаривал с ними. Аристотель понимал, что когда ребёнок что-то делает, хотя бы просто по аллеям ходит, во время движения знания значительно лучше усваиваются. За следующие 2500 лет это как-то забылось.

ss 1

В 17-18 ВЕКЕ, когда началась промышленная революция, потребовалось большое число образованных людей, появилась другая система: КЛАССНО-УРОЧНАЯ, когда собирали в группу детей и учили всех вместе. Какие сложности были, ограничения? Все, кто присутствовал на занятиях, должны были к этому моменту знать одно и то же и двигаться с одинаковой скоростью дальше. Впрочем, эта сложность остаётся актуальной и в наше время.

ss 2

Следующий шаг уже в наше время произошёл.
Что было в пятидесятые, в начале шестидесятых годов в школе? Есть основания считать, что в те времена после 4-х лет обучения в школе значительная часть детей, которые по каким-то причинам были не способны или не могли учиться дальше, либо сами уходили из школы, либо их оттуда "просили". Полное среднее образование получали всего 25%.

ss 3

Расходиться дети из классов начинали уже с пятого класса. Значительная часть детей расходилась. Но государство не бросало их на произвол судьбы. Если не получается осваивать науки, вот возможность осваивать рабочую профессию в ремесленном училище в очень хороших условиях.

Куда они уходили? Были ремесленные училища, в которые уже после начальной школы (четвёртого класса) можно было ребёнку пойти. Очень выгодное дело: форму давали, кормили.

А что было с теми, кто оставался в школе после 4-го класса? Постановлением Молотова №638 от 26 октября 1940 года в СССР все граждане страны имели возможность получить бесплатное семилетнее образование — невиданное в тот момент в мировой практике дело. Однако, очень много ребят из тех, кто не ушел после 4 класса и продолжал учиться, так до окончания 7 класса и не добирался. Было большое число второгодников, каждый год в классах оставалось 5-10 человек на второй год. Чаще всего, они потом тоже уходили из школы. Требование, чтобы дети в классе были одного уровня, выполнялось таким образом: просто разбегались, «выгоняли» детей.

К концу школы оставалось всего 25% учеников, которые переходили в старшие классы с 8-го по 10-й, которые считались подготовительными для поступления в ВУЗ.

Отсюда можно сделать важный вывод о том, что методики Сталинского образования были способны по-настоящему хорошо обучить наукам только 25% школьников! И это, если сравнивать с современной школой, на самом деле, очень и очень высокий процент.

Это объясняет, почему отобранные за 7 лет обучения эти 25% ребят, сначала готовившиеся, а затем поступавшие после школы в ВУЗы, составили инженерно-технический костяк в СССР, изобретший космическую отрасль буквально на бумаге. Просто эти ребята реально были способны учиться по тем методикам, которые были в то время.

Гипотеза состоит в том, что Сталинская система образования - это не система всеобщей обязаловки, а это система поэтапного отбора (в 4, 7, 10 классе и далее) ребят по их способностям с достойным распределением на каждом этапе по потребностям.

Такой отбор позволял учителям оставлять учиться в классе только тех, кто был на это способен. Если способен учиться, продолжай. А не способен? Переходи из школы в понравившиеся ремесленные направления. Перспектива стать второгодником не должна была стать унизительной для ученика и его родителей , так как самим государством перед такими учениками были открыты двери из школы в иные достойные пути.

И такую систему сломал Хрущёв. Как это было сделано?

ss 4

Во-первых, была похоронена начальная школа. В России, особенно во второй половине XIX века, была сделана совершенно уникальная начальная школа. Она выдержала даже Октябрьскую революцию. Луначарский с Крупской среднее образование благополучно развалили. А вот начальная школа пережила. И когда в конце тридцатых годов надо было восстанавливать школу, это было быстро сделано. Потому что «фундамент» есть.

Эта школа, дореволюционная по сути, держалась до шестьдесят восьмого года.

Все сегодняшние беды школьного образования были заложены в 1968 году. По странному стечению обстоятельств после того, как Хрущёв съездил в Соединённые Штаты, он, кроме кукурузы, оттуда привёз ещё и идею школьной реформы, которая состоялась в шестьдесят восьмом году и разрушила лучшую в мире начальную школу, которая на протяжение всего XIX века создавалась лучшими умами в России. Такой начальной школы, как у нас, не было нигде в мире. Наш школьный Чернобыль - 1 сентября 1968 года. Тогда были введены новые программы для начальной школы, которые этот фундамент просто похоронили. То, что дети не читают, то, что дети безграмотные, это не сегодня началось и даже не вчера. Это 50 лет назад.

При этом лучшие наработки СССР Запад оставил себе. Не зря в Финляндии школа считается лучшей в мире сейчас. А она полностью сделана по Советскому образцу. Государственное отношение к образованию там такое: все дети должны иметь возможность получить образование одинаковое, то есть доступность полноценного образования должна быть у любого ребёнка. В России сейчас образование сословное.

Во-вторых, была похоронена средняя школа. Вместе с задачей построения коммунизма к восьмидесятому году была поставлена ещё одна такая же задача: перейти ко ВСЕОБЩЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Последствия этого решения мы до сих пор перевариваем.

Когда ввели требование всеобщего обязательного среднего образования, школа была к этому не готова. Не умели учить всех. Над этой проблемой думали, главным образом, сами учителя. Появилась целая когорта учителей-новаторов, как их тогда называли (конец шестидесятых - семидесятые годы), которые искали способы того, как действительно всех учить. Не было ни практики такой, ни методик таких.

Чем это закончилось?

Ситуацию можно описать присказкой «три пишем два в уме», то есть положение постепенно усугублялось. И примерно к 1985 году школа «качественную продукцию» перестала выпускать вообще.

Теперь в современной школе самое большое давление на учителей, которым никто не дал методик того, "как хорошо научить всех", это обязательность находиться 9-11 лет в школе всем детям без разбора и без отбора, независимо от способностей к обучению, при отсутствующих возможностях реализовать себя в достойной профессии вне школы. Нынешняя школа - это всеобщее обязательное присутствие учеников в школьном здании все 9 лет.

В результате, сегодня мы имеем уже два поколения недоученных людей. Ведь каждый взрослый сегодня может признаться, как многого ему не хватает, какой есть неиспользованный нереализованный потенциал у каждой личности. Это очень большая беда. Кому-то повезло, семья достаточно прочная была, учили помимо школы. Кому-то досталась хорошая учительница. А большинству не повезло, ведь хороших учителей очень мало.

К чему это может привести в ближайшем будущем?

1 сентября 1968 года – это день когда школу «взорвали». Но она «гнила» постепенно и к 1985 году стала выпускать почти 100% интеллектуальный брак. Хорошо было тем, кому с семьёй повезло. Интеллектуально «выживали» в школе только те школьники, у которых какая-то база интеллектуальная в семье была. Первое поколение пострадавших - это сегодняшние бабушки и дедушки, то есть те, кто заканчивал в 1985 году школу.

Сегодняшние родители – это уже второе поколение.

Те же, кто сегодня учится в школе - это третье поколение. А на третьем поколении интеллектуальный уровень закрепляется уже на генетическом уровне.

Есть такое есть высказывание «становится интеллигентом в третьем поколении». О чём оно? Что-то проходит на генетическом уровне, когда интеллект человека от поколения к поколению растёт, и в третьем поколении получается вполне полноценный, думающий человек. Но тоже самое происходит и в обратную сторону, при снижении интеллекта.

Пока мы можем гордиться тем, что впереди планеты всей по генетике наших детей. Процент родившихся детей с высокими и сверхвысокими способностями, а это те самые будущие гении, у нас больше, чем в любой стране в мире - 85%!

А дальше начинаются всякие неприятные эффекты. К моменту поступления в школу способных детей остаётся около 30%. 20 лет назад было 40%. Сейчас около 30% приходит в первый класс с высокими способностями. От этих способностей к концу первого класса не остаётся почти ничего. Это около 4- 5%. А к концу начальной школы в среднюю школу переходят примерно 2,5%, то есть один ребёнок с высокими способностями на два класса.

И это - прямой результат реформ образования, начатых при Хрущеве. Положение сейчас критическое. Каким будет следующее поколение? Сейчас мы на краю пропасти стоим.

НА КАКИЕ ВЫЗОВЫ придется отвечать тем, кто занимается или будет заниматься разработкой методики обучения в школе будущего?

Вызов – негармоничное чтение.

Откроем букварь классического обучения (идёт ещё от Л.Толстого): первая строчка в букваре «мама мыла раму». Посмотрим структуру. Каждый слог:
«ма» согласная-гласная,
«ма» опять согласная-гласная
и так далее.
Структура этого предложения одна и та же, однотипная. То есть при чтении получается замечательный гармонический процесс - диафрагма движется равномерно. И таким образом дети очень быстро выучивались читать. Над методикой и Лев Николаевич Толстой постарался. Методика обучения чтению была отработана.

И вот от этой методики гармонического процесса чтения в результате реформ ушли. Это одна из причин усложнения обучения и падения интереса детей к чтению в начальной школе. Дети не читают, никак не заставишь.

Как следствие, один из серьёзнейших вызовов – падение интереса к чтению.

А ведь когда-то была самая читающая в мире страна. И на самом деле читали все, и читали много. И вдруг мы на двадцать восьмом месте в мире по технике чтения и пониманию текста. И ситуация не улучшается. Что случилось?

Надо учить читать по-другому, писать по-другому. Нынешние методики дефектны, а то и страшны для будущего. Процессы письма и чтения стали негармоническими. И мозг такое воспринимать просто не в состоянии. Вот почему у нас дети не читают, не хотят читать, не любят. Просто для мозга в таком виде, как сейчас, это вредно (!). Вот он и отбивается всеми силами.

ss 5

Ещё один из вызовов, стоящих перед разработчиками новых методик обучения – падение грамотности.

Грамотность из-за снижения интереса к чтению упала практически до нуля (по независимым исследованиям из школы выходят по-настоящему грамотными около 3%).

Больше 50 лет назад в сочинении тройка ставилась за одну орфографическую ошибку и парочку запятых. Сочинение писали объёмом в тетрадку. Если меньше тетради написал, это даже не очень прилично было.

А сейчас есть всякие приёмчики, которые позволяют показатели грамотности довести до «приличного» уровня. Например:

- с середины семидесятых годов грамотность «повышали», снижая нормы оценок, тройку ставили за 14 ошибок в трёх классах ошибок: орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

- чтобы нормальные результаты ЕГЭ по русскому языку были, для проверяющих готовится «секретный» рукописный листочек-приложение, на котором перечислены виды ошибок на определенные правила, которые не надо считать ошибками.

Но ЕГЭ - это только «крыша» проблемы. С образованием сейчас примерно тоже самое делают, что раньше делали с ленинградским домами – красивая, в буквальном смысле золотая крыша (в школе это единый экзамен), а внутри-то сплошная разруха.

Начинаются проблемы в начальной школе с самого первого дня первого класса.

Проблемы с грамотностью надо решать, в первую очередь, через повышение заинтересованности в чтении и практику самого чтения. Почему ребенок не хочет читать, и как эту проблему решить – вопрос отдельный.

В начальной школе есть база – это три основных предмета, напрямую влияющих друг на друга в 1-м классе:
- счёт (для создания нейронных связей в качестве всей базы обучения)
- чтение (для наполнения этой базы содержанием и отработки навыков восприятия письменной информации)
- письмо (как прямое следствие двух предыдущих!)

Пробудим любовь к чтению - повысим грамотность!

ss 6

КАК ДОБИВАЮТСЯ ТОГО, что дети в первом классе буквально "дуреют"?

В Соединённых Штатах в 1952 году появилась шариковая ручка. И на протяжении 50-х годов она вытеснила обычную перьевую ручку. Изменилась техника письма.

Техника письма напрямую связана со способом зажима ручки в руке. Плохие ручки и неадекватные требования к почерку привели к тому, что сейчас массово дети зажимают ручку, так, что указательный палец в первом суставе изгибается внутрь. Когда палец так согнут, кисть блокируется, она вся становится как каменная. И ребёнок пишет уже не пальчиками, а пишет кистью. А чтобы двигалась кисть, мелкие движения при письме кистью вынужденно обеспечиваются громадными мышцами предплечья, плеча, и даже спина работает. Отсюда и сколиоз, и прочие неприятности со здоровьем.

Первыми пострадали американцы, первыми они нашли и решение. Это ручка PenAgain, не позволяющая держать её при письме неправильно.

А писать надо пальцами. Процесс письма становится гармоническим. Но этот вопрос не решаем в начальной школе, особенно для мальчиков, при требованиях к каллиграфическому почерку.

Нужно глубокое научное исследование нейрофизиологическими институтами о связи техники письма (то есть как учат детей писать, как они потом ручку держат, как пишут) с нарушениями гармоничной работы мозга.

Дело усугубляется тем, что к концу пятидесятых годов - к началу шестидесятых появился рок. Это отрава для мозга, угнетающе действующая на сдерживающие центры детей. Вслед за этим стала набирать популярность высокочастотная музыка. И вот когда внешне навязываются подобные процессы, мозг детей вообще перестает нормально работать.

Есть ли связь между началом обучения детей чтению по-другому в шестидесятых и всплеском алкоголизма в начале восьмидесятых годов? Есть ли связь между тем, когда американцы в начале пятидесятых годов перешли на шариковые ручки, а через несколько лет произошёл всплеск наркомании? Нейрофизиологи могли бы такие вещи исследовать, статистика даёт для этого всё необходимое.

Есть весьма обоснованное предположение о том, что нарушение гармоничной работы мозга вследствие данных факторов влечет повышение статистики наркомании. Нужны научные исследования.

ss 7

ЕЩЁ ОДИН ВЫЗОВ – несогласованность обучения с этапами развития мозга.

Ребенок самый умный с точки зрения организации мозга в 8 месяцев. Максимальное число связей в мозгу как раз в этот момент. Дальше количество связей начинает идти по убывающей. То есть после 8 месяцев, грубо говоря, ребёнок начинает глупеть. Сохраняются только те связи, которые поддерживаются. Хорошо, когда бабушка есть, которая занимается, разговаривает с ребёночком. Какие-то из этих внутренних связей остаются. На окончательный вид мозг выходит примерно к двум годам. С 2-х лет психологи умеют определять общие способности ребенка.

Лобные доли, в отличие от всего остального мозга, растут в два этапа. Активно и эффективно учить детей можно как раз на фоне этих этапов роста мозга.

На первом этапе весь мозг начинает расти активно примерно в 6 лет (имеются ввиду лобные доли, основные управляющие центры). И заканчивается этот процесс к 11 годам. После 11 лет что выросло, то выросло.

Однако, природа подарила ещё один благоприятный промежуток времени, когда человек может развиваться, развивать мышление. Это второй этап роста лобных долей: с 14-15 лет, чаще с 15-и. И заканчивается у кого-то к 17, а у кого-то продолжается до 22 лет.

По своим одноклассникам можно вспомнить, что где-то на уровне девятого-десятого класса вдруг какой-нибудь «середнячок» расцветает и к окончанию школы становится интересным, способным человеком. Это как раз связано со вторым этапом роста. Не зря в 19 веке в этом возрасте дети уже поступали в университет.

Если говорить о массовом обучении, то с того момента, когда начинают активно расти лобные доли, а это пять с лишним лет, можно уже эффективно, активно начинать систематическое обучение.

И до конца начальной школы в этот период можно очень многое сделать, если понимать особенности развития мозга.

ОЧЕРЕДНОЙ ВЫЗОВ – однотипность обучения новой (первичной) информации без различия полов.

В современной начальной школе тип обучения – женский. И это не только потому, что женщины работают. Просто есть разные типы освоения новой (первичной) информации: мужской и женский.

Девочки и мальчики обрабатывают информацию принципиально по-разному. В чём различие?

ss 8

Если мальчишка догадался на уроке, то что он делает? Вскакивает с парты, рука к потолку. Как учительница реагирует по женскому типу обучения? «Я буду спрашивать только тех, кто правильно руку поднимает». Для мальчишки это интеллектуальная «смерть». Ему обязательно нужно активное движение тогда, когда активно работает мысль. Сам организм ребенку подсказывает, что если он не будет двигаться, то не справится. Если ребёнок не движется, он не может думать.

Преобладает совершенно неверное отношение к мальчишкам, начиная с момента рождения. В детском саду кто в группе самый плохой, на кого все жалуются? Это обязательно мальчишки. В начальную школу пришли, кто хуже всех пишет, у кого кляксы, у кого самые грязные тетрадки, кто на доске позора висит? Опять же мальчишки. Эффект чудовищный. Несмотря на то, что никаких предпосылок природой не заложено, мальчики начинают к первому классу отставать по всем позициям от девочек на год. А к концу начальной школы на 2 года. И физически, и в плане психического и интеллектуального развития, по всем направлениям отставание идёт.

ss 9

А что с девочками? Есть малюсенький в нашем мозгу участок, который называется ассоциативный центр. У мальчиков он примерно в миллион нейронов, у девочек около ста тысяч. При этом природа подарила девочкам очень хорошую взаимозаменяемость отдельных отделов мозга. Девочек важно обучать, используя эти положительные качества.

СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на такое явление, как противоречащее здоровью детей понятие школьной дисциплины.

У кого дети уже в начальную школу пошли, знают, что у психологов есть такой термин «синдром 7 сентября». Это первый день, когда ребёнок отказывается идти в школу. А что произошло? Есть такое выражение: «в начале первого класса учителя должны посадить детей», то есть любыми средствами заставить их сидеть, не шевелясь, не разговаривать, не смотреть по сторонам.

Это идеал современной начальной школы – дисциплина без движения, «мёртвый» ребенок на уроке. Мне встречались учительницы, которые гордились тем, что в их классах на всех уроках царила абсолютная тишина и обездвиженность. За весь учебный день и весь учебный год ученики практически не произносили ни одного слова на уроках, никуда не выходили, и большую часть времени проводили, согнувшись над учебниками и тетрадями, не поднимая глаз. А некоторые ученики вообще проводят уроки, стоя в углу...

ss 10

А мы знаем, что как только ребёнок перестаёт двигаться, он перестаёт думать. Поэтому, нужен пересмотр понятия дисциплины в начальной школе. Дисциплина в нашем понимании – это не сидеть без движения и молчать.

Мы дадим следующее определение: дисциплина - это выполнение тех требований, которые предъявляются к детям во время выполнения работы для сохранения их здоровья и развития. Например, мы предъявим такое требование, что ученику можно тихонько, никого не спрашивая и никому не мешая, во время урока выйти в туалет. Или разрешим во время уроков шёпотом, без спроса у учителя, помогать соседу решить задачку. Или поднимать руку так, как удобно ученику, хоть до потолка, а можно и выше. Ученик в этом случае нарушает дисциплину?

ТАК НА КАКИЕ ЖЕ ВЫЗОВЫ придется отвечать тем, кто занимается или будет заниматься разработкой методики обучения в школе будущего во славу России? https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_246

Вопрос не в том, вернуть ли советское образование или заменить его цифровизацией. Один из главных вопросов: как научно обоснованно преодолеть нижеперечисленные последствия реформ начального образования, берущих начало с Хрущевских времён:

- негармоничное чтение, ведущее к падению интереса к чтению https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_249

- негармоничная техника письма, приводящая к нарушениям работы мозга https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_254

- несогласованность обучения с этапами развития мозга https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_257

- однотипность обучения новой (первичной) информации без различия полов https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_258

- противоречащее здоровью детей понятие школьной дисциплины https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_261

- как следствие, падение грамотности и снижение интереса к обучению https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_251

И всё это усугубляется под не прекращающимся давлением зарубежных идей реформирования школьного образования https://vk.com/p_g_school?w=wall-218029393_246

По каждой из этих проблем нужно научно обоснованное решение и нужна методика, которая все эти решения объединит в единое целое. Если для этого пригодится опыт дореволюционной и советской школы, то хорошо. Если в чём-то поможет цифровизация, то почему бы и нет!

Все ли это вызовы? Нет. Появились такие вызовы, которых не было в прошлом столетии. И появятся новые.

Но для их выявления и описания нужно:

- провести точно такой же, как в этом видео https://youtu.be/RME_aRug-Js , исторический анализ процесса умышленного развала системы советского образования, начавшегося при Хрущёве.

- понимать происходящее

- заглянуть в будущее и определить, какое в нём место займёт Россия.

Наш ТГ-канал: https://t.me/p_g_school

Наша группа ВКонтакте: https://vk.com/p_g_school

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 12.05: 7 522 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также